Работа ГНБ КБР им. Т.К. Мальбахова
по профилактике идеологии терроризма и экстремизма – 2019 г.
- Актуальный диалог «Защита от угрозы террористического воздействия» (1 марта — Всемирный день Гражданской обороны)
- С целью формирования правовой культуры молодежи в ГНБ состоялось очередное заседание клуба «Правовед» на тему «Правовая грамотность – требование времени». Инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции №1 Управления МВД России по г.о. Нальчик Яковлева Галина Анатольевна рассказала ребятам о видах правонарушений и преступлений, чем отличается кража от грабежа, что такое вымогательство, разбой. Также было разъяснено, с какого возраста наступает уголовная ответственность, какие наказания применяются за совершение противоправных действий. В разговоре с учащимися инспектор напомнила о правилах поведения в общественных местах, подробно остановилась на необходимости их соблюдения. Студенты медицинского колледжа КБГУ активно вступали в диалог, задавали вопросы. Участникам мероприятия раздали памятки: «Как понять, что тебя вербуют», «Памятка родителям по противодействию экстремизму». (01.03.2019 Присутствовало 30 пользователей).
3 сентября в школе №8 Нальчика был проведен урок памяти «Беслан. Мы помним…», посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти жертв теракта в Беслане.
3 сентября — памятная дата России, она установлена Федеральным законом №98 –ФЗ РФ «О днях воинской славы и памятных датах России» от 21 июля 2005 года и связана с трагическими событиями в городе Беслан (Северная Осетия, 1-3 сентября 2004 года), когда террористы захватили одну из городских школ.
Мероприятие началось с разговора о том, что терроризм — величайшее разрушительное зло, которому нет и не может быть оправдания. Ребята узнали, что День знаний 2004 года стал днем горя и слез для школьников Беслана и всего мира. Три дня мучений, которым подвергались заложники, героизм простых людей и бойцов спецназа, противостоявших террористам, никого не оставили равнодушными.
В продолжение мероприятия прозвучали напоминания учащимся о мерах предосторожности на улице, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми.
Борис Романенко, преподаватель КБ Центра по ГО и ЧС рассказал, что в опасных ситуациях необходимо слушаться старших, помогать друг другу, нельзя паниковать, нужно быть внимательными и правильно вести себя при возникновении неожиданных ситуаций.
Участников мероприятия познакомили с книжно–иллюстративной выставкой «Помнить, чтобы жизнь продолжалась…», состоявшую из книг, подаренных Северо-Осетинской региональной организацией «Ассоциация жертв террористических актов «Матери Беслана».
Школьники проявили большой интерес к книгам, долго рассматривали издания, задавали вопросы о происходившем. (присутствовало всего 30 пользователей, из них до 14 лет — 27).
9 октября 2019 года прошел урок мужества«Нальчик 13 октября 2005 год», посвященный 14-й годовщине трагических событий, произошедших в г. Нальчике 13-14 октября 2005 года. Мероприятие было посвящено памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга осенью 2005 года. Активными участниками встречи выступили специалисты Управления по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации г.о. Нальчик, сотрудники ОП №1 Управления МВД России по г.о. Нальчик, представители Общественного совета Управления МВД по г.о. Нальчик.
Организаторы мероприятия напомнили о трагедии, произошедшей в родном городе. К присутствующим обратился Председатель Общественного совета Управления МВД по г.о. Нальчик Хамирзов Х.М., призвав не терять бдительность и приложить все усилия, чтобы такие события не повторялись никогда. Обращаясь к учащимся, инспектор ПДН ОП №1 Управления МВД России по г.о. Нальчик Яковлева Г. А. подчеркнула, что с терроризмом важно не только бороться, но и предупреждать его появление. Внимание участников было обращено на необходимость толерантного отношения к обычаям, культуре, конфессиональным особенностям всех народов, населяющих страну. (присутствовало всего 28 пользователей, из них от 14 лет — 25).
27 ноября, в рамках информационно-просветительской деятельности и с целью профилактики терроризма и экстремизма, в ГНБ КБР им. Т.К. Мальбахова состоялась профилактическая лекция для студентов юридического факультета КБГУ на тему: «Практические меры, направленные на ограничение доступа (досудебного блокирования) к информации экстремистского и тенденциозного характера в сети Интернет и СМИ, применение мер административного и уголовного преследования».
На встрече выступили работники аппарата прокуратуры г. Нальчика с разъяснением действующего законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. (всего посетило 20 польз., от 14 до 30 – 17 польз.)
13.12.19 в рамках клуба «Правовед» состоялось заседание на тему: «Что делать, если случится террористический акт» (в форме интерактивной игры). Сотрудники ГНБ познакомили присутствующих с правилами безопасности, которые стоит выполнять при угрозе террористического акта. В форме интерактивной игры членам клуба были предложены такие важные вопросы: как себя вести, если произошел террористический акт? что делать после взрыва? что делать, если найден подозрительный предмет? в обсуждении которых они приняли активное участие. В процессе мероприятия в активной форме «обратной связи» участники получили ответы на интересующие их вопросы. В завершение все присутствующие получили памятки: «Что делать при угрозе возникновении теракта?» «Как понять, что тебя вербуют», «Памятка родителям по противодействию экстремизму».(присутствовало всего 32 пользователей, из них от 14 лет — 30).
Книжно — иллюстративные выставки:
«Помнить, чтобы жизнь продолжалась…» (1.09.19)
«Обвиняется терроризм» (10.19)
«Будущее без терроризма – терроризм без будущего» (с 3 по 30 декабря)
______________________________________________
Информация о проведенных в 2019 году мероприятиях, направленных на противодействие терроризму и его идеологии.
В Республиканской детской библиотеке им. Б. Пачева за 2019 год был проведен целый ряд мероприятий, направленных на противодействие терроризму и его идеологии, среди которых были:
— акция «Дети против террора». Целью мероприятия явилась профилактика экстремизма и терроризма среди подростков, формирование у них чувства толерантности, а также профилактика межнациональной розни и нетерпимости. В мероприятии приняли участие учащиеся 9 класса МКОУ «Гимназия №29» г. Нальчика. В ходе мероприятия специалисты познакомили ребят с понятием «терроризм», рассказали о возможных последствиях данного явления, напомнили о крупных террористических событиях, совершенных за последние 10 лет. Психолог библиотеки познакомила с понятием «толерантность» к разным нациям, обычаям, после чего возле выставки, организованной специалистами РДБ им. Б. Пачева, состоялась дискуссия о проблемах формирования межнациональной толерантности, дружбы и взаимопонимания, профилактике терроризма. В ходе акции, через просмотр тематической видеопрезентации детям было показано, как вести себя в случае возникновения угрозы теракта и в случае захвата в заложники. В завершение мероприятия сотрудники библиотеки раздали учащимся памятки «Предупрежден? Значит вооружён!», в которых содержалась информация о действиях при угрозе теракта, о том, что делать при обнаружении взрывного устройства и как вести себя в данной ситуации;
— ежегодно 17 мая во всем мире и в России отмечается «Международный день детского телефона доверия». Это день, когда внимание широкой общественности привлечено к необходимости усиления мер по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помощи им. В 2019 году Международный день детского телефона доверия проходил под девизом «Дети говорят телефону доверия; «ДА!». Участниками мероприятия стали учащиеся 5-х классов МКОУ «Гимназия № 29» г. Нальчика, для которых была подготовлена видеопрезентация, которая способствовала пониманию такой серьёзной темы детьми среднего школьного возраста. В ходе мероприятия прошла акция «Номер детского телефона доверия в моем мобильнике». Дети внесли номер 8-800-2000-122 в свои мобильные телефоны. В конце мероприятия всем раздали красочные памятки, листовки и визитки с единым общероссийским номером;
— тематическая презентация «Обвиняется терроризм» проведена совместно с Центром «Э» Главного Управления МВД России по Северо-Кавказскому Федеральному округу. Мероприятие прошло в МКОУ СОШ №32 г. Нальчика с учащимися 9-х, 10-х классов. Подполковник полиции Паштов Казбек Хажмусович дал информацию ребятам о том, как опасен терроризм, экстремизм, о методах вербовки в экстремистские организации, об опасностях вербовки через интернет. Был показан видеоролик «Терроризм-угроза обществу, угроза всему миру». Ребята просмотрели видеоролик, задавали много вопросов по теме, на которые получили исчерпывающие ответы. Главная цель мероприятия – убедить ребят, что экстремизм, терроризм-это идеология смерти. Главная мишень вербовщиков — молодое поколение и для ребят очень важно не поддаваться на провокации, избегать опасных мест, не стать целевой аудиторией для агитации вербовщиков. Найти глобальную цель в жизни, продумать пути ее достижения. И тогда ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть ребят с пути, по которому они пойдут для достижения намеченных планов;
— актуальный разговор «Современный мир и терроризм» с учащимися 10 класса МКОУ «Гимназия №29» г. Нальчика, в котором приняла участие Любчич Наталья Николаевна, старший юрист-консульт ГУ МВД России по СКФО. Разговор шёл об опасности терроризма, видах террора и методов борьбы с ним. Ребята посмотрели видеоролик «Терроризм и его последствия», затем учащимся раздали памятки «Как понять, что тебя вербуют». Наталья Николаевна объясняла школьникам, как опасно быть втянутым в террористические группировки через социальные сети, как важно не поддаваться на провокации, быть очень внимательными и осторожными при контакте с новыми людьми, стараться размещать в социальных сетях меньше информации о себе и своей семье. Как специалист МВД, она информировала ребят о страшной статистике проведённых террористических актов по всему миру;
За отчетный период в библиотеке были организованы книжно-иллюстративные выставки «Я против террора», «Всем обществом против терроризма!», «Все мы разные, но все мы вместе!». С целью правового просвещения детей и подростков в библиотеке организован постоянно действующий уголок правовой информации «Право на счастливое детство»
В библиотеке в доступных для читателей местах расположены памятки: «Как понять, что тебя вербуют», «Памятка родителям по противодействию экстремизму», которые также распространяются во время массовых мероприятий.
В 2020 году запланированы к проведению следующие мероприятия антитеррористической направленности:
— выставка-призыв «Всем обществом против терроризма».
— открытая лекция с приглашением специалиста из центра «Э» ГУ МВД РФ по ЮФО «Вместе против террора»;
— беседа – предупреждение «Предупрежден? Значит вооружен»;
— урок памяти ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом: «Здесь боль живет и ныне. Беслан…»;
— распространение информационных материалов по вопросам противодействия идеологии терроризма.



______________________________________________
Информация
РЮБ им. К. Мечиева о работе, проводимой в 2019 году
по противодействию терроризму и его идеологии
В 2019 году с учащимися общеобразовательных школ г.о. Нальчик были проведены следующие мероприятия:
День памяти «Мы помним тебя, Беслан», посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Лейтмотивом мероприятия стали слова «Помнить, чтобы не повторилось». В память жертв трагических событий в бесланской школе в 2014 году в небо взмыли белые шары. Состоялся серьезный разговор о проблемах экстремизма и этносепаратизма, представляющих угрозу всему человечеству. Сотрудники библиотеки рассказали подросткам об объединенных усилиях государств в борьбе с экстремизмом, о формировании антитеррористических центров, о законах, ужесточающих уголовную ответственность за преступления, связанные с экстремистской деятельностью.
Час памяти «С терроризмом будущего нет», посвященный событиям, произошедшим в Кабардино-Балкарии 13-14 октября 2005 года. 14 лет назад в такой же солнечный осенний день началась «двухдневная война» в нашем городе. Навсегда в памяти жителей республики останутся имена тех, кто самоотверженно отбивал атаки боевиков, выявлял их пособников. Ребят позна-комили с новыми законами РФ, предусматривающими лишение свободы за публичные призывы к экстремизму, за финансирование экстремистской деятельности, за экстремизм в сети Интернет. Учащимся были презентованы книги изд-ва М. и В. Котляровых «Северный Кавказ: под тенью вахабизма» и «Тамерлан – на линии огня».
В библиотеке оформлен постоянно действующий информационный стенд «Подросток. Информационно-правовое пространство», где выделен раздел «Антитеррористическая безопасность», представляющий материалы Главного управления МЧС России по КБР, правовые акты.
______________________________________________

3 сентября 2019 года сотрудники Республиканской юношеской библиотеки им. К.Мечиева провели в МКОУ ЦО №1 «Вечерняя школа» урок памяти «Мы помним тебя, Беслан», посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
Лейтмотивом мероприятия стали слова «Помнить, чтобы не повтори-лось». В память жертв трагических событий в бесланеевской школе в 2014 году в небо взмыли белые шары. Ребята еще раз соприкоснулись с событиями 1-3 сентября, 15 лет назад потрясшими всю нашу страну, весь мир и до сегодняшнего дня остающимися незаживающей раной.
Состоялся серьезный разговор о проблемах экстремизма и этносепаратизма, представляющих угрозу всему человечеству.
Сотрудники библиотеки рассказали подросткам об объединенных усилиях государств в борьбе с экстремизмом, о формировании антитерро-ристических центров, о законах, ужесточающих уголовную ответственность за преступления, связанные с экстремистской деятельностью.
Также вниманию ребят была представлена книжно-иллюстративная выставка «Терроризм – проблема современности», экспонирующая литературу соответствующей тематики.
________________________________________________

___________________________________________________

В ГНБ КБР им. Т. К. Мальбахова в первом полугодии 2019 года были проведены следующие мероприятия:
— Актуальный диалог «Защита от угрозы террористического воздействия» (01.03.);
— Книжно-иллюстративная выставка «Гражданская активность – дорога, ведущая в будущее» (20.01);
— Интеллектуально-правовая игра «Права и свободы человека и гражданина» (19.03.);
— Заседание клуба «Правовед». Тема заседания «Правовая грамотность – требования времени» (19.04.);
— Обзор и распространение памяток на тему «Противодействие экстремизму», таких как: «Как понять, что тебя вербуют», «Противодействие экстремизму» и др.;
— Информационный час «Пограничные войска – это гордость! Это – сила!» (28.05.);
— Книжно-иллюстративная выставка «Есть такая профессия – Родину защищать!».
Антитеррористическая комиссия проводит учебно-методические сборы
Под эгидой министра Кабардино-Балкарской Республики Залима Каширокова и аппарата Антитеррористической комиссии в КБР проведены учебно-методические сборы с должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 годы, а также подпрограммы «Профилактики терроризма и экстремизма в КБР» государственной программы «Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020 годы.
Как пояснили в аппарате министра КБР, подобные учебно-м
Как пояснили в аппарате министра КБР, подобные учебно-методические сборы и семинары-совещания проводятся системно в целях повышения эффективности исполнения плановых и программных мероприятий, для чего требуется постоянное повышение квалификации ответственных должностных лиц, распространение передового опыта и внесение корректив в работу с учетом складывающейся обстановки.
_____________________________________________
Кадетам из Бабугента рассказали о терроризме
17.02.2020
Учащиеся кадетской школы селения Бабугент провели тематическое мероприятие «Россия против террора» в Музее истории МВД Кабардино-Балкарии.

Вместе с педагогами и членами родительского комитета кадеты с большим интересом ознакомились с исторической экспозицией музея.
Затем в Зале славы состоялся Урок Мужества, посвященный профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Руководитель Музея А. Чернова рассказала участникам мероприятия о событиях 13 октября 2005 года, показала на стенде тематическую подборку экспонатов, документов, свидетельствующих о героических примерах самоотверженности сотрудников органов правопорядка, противостоящих силам незаконных бандформирований.
С волнением слушали подростки о мужестве сотрудников милиции, вставших на защиту родной республики и ее жителей.
Мероприятие проводилось при активном участии старшего оперуполномоченного Центра противодействия экстремизму и терроризму МВД по КБР подполковника полиции Марины Геккиевой, которая подготовила для участников профилактического мероприятия бейсболки, флажки, информационный материал.
Такие мероприятия сотрудников ЦПЭ МВД по Кабардино-Балкарской Республике стали регулярными и проходят не только в Музее истории МВД КБР, но и в ученических, и школьных аудиториях с приглашением ветеранов органов внутренних дел.
Юные кадеты выступили перед организаторами встречи в Музее со своими размышлениями о терроризме и экстремизме; оказалось, что у некоторых погибли в мирное время родственники, сотрудники ведомства, исполнявшие свой служебный долг.
Вместе со взрослыми дети приняли решение провести такое же мероприятие для всей кадетской школы Бабугента.
__________________________________________________
Информационное противодействие терроризму и экстремизму в 2019 году
В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Профилактика терроризма и экстремизма» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике» в 2019 году Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики проведен конкурс на лучший проект социальной рекламы #МыЗаМир. В конкурсе было представлено 23 работы, 9 из которых признаны победителями. Проведен республиканский конкурс на лучшую журналистскую работу «Журналисты за мир без насилия». В конкурсе было представлено 9 работ, 8 человек объявлены победителями и призерами. Церемония награждения победителей конкурсов состоялась в Министерстве культуры КБР 6 декабря 2019 года. Победителям вручены ценные подарки.
Разработана и размещена социальная реклама, направленная на информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма, формирование общегражданской идентичности и межэтнической толерантности в Кабардино-Балкарской Республике и Северо-Кавказском федеральном округе – флаги Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики различного формата, футболки, бейсболки, баннеры с тематическими логзунгами антитеррористической и антиэкстремисткой направленности, брошюры.
Информационные баннеры антитеррористической и антиэкстремистской направленности переданы в городские округа и муниципальные районы республики для размещения на рекламных щитах.
Памятки иностранным гражданам об ответственности за нарушение антитеррористического законодательства Российской Федерации переданы в Управление по вопросам миграции МВД по КБР для использования в работе.
3 сентября в Нальчике студенты ведущих вузов региона в тематических футболках и с флагами Российской Федерации и Кабардино-Балкарии приняли участие в митинге, посвященном Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
Флаги РФ И КБР были переданы также ГБУ «Кабардино-Балкарский многофункциональный молодежный центр» для участия в мероприятиях, посвященных Дню государственности Кабардино-Балкарской Республики.
Футболки с лозунгом «Россия против террора», а также флажки КБР и РФ были направлены в три ВУЗа, а также во все муниципальные образования республики для участия в акции «Нет ненависти и вражде, нет террору», организованной МВД РФ ко Дню народного единства.
В соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы совместно с ГКУ «КБР-Медиа» на постоянной основе ведется работа по укреплению общегражданского единства, межнациональных отношений, повышению правовой грамотности и развитию культуры населения КБР, в том числе и посредством разъяснения всей пагубности противоправного поведения.
_____________________________________
В Нальчике прошел митинг против террора
Сегодня в Нальчике состоялся митинг солидарности в борьбе с терроризмом, в котором приняли участие жители республики, общественные и духовные деятели, работники учреждений, студенты и школьники.
Председатель КБРОО «Мир дому твоему» Суфадин Шебзухов, открывая митинг, напомнил собравшимся о годовщине трагедии, случившейся в одной из школ Беслана, унесшей жизни сотен безвинных детей. Говоря о событиях 2005 года, он отметил, что угроза сохраняется и в нынешнее время и необходимо объединить усилия в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Председатель ДУМ КБР Хазретали Дзасежев совершил дуа по всем погибшим от рук террористов. Вспоминая трагические события 15-летней давности в Беслане, он отметил, что Ислам не терпит насилие в любом виде, и всем необходимо перед любым деянием необходимо задуматься о том, нанесу ли я вред своему ближнему. Председатель ДУМ КБР отметил, что ни цвет кожи, ни язык или национальность, ни тем более религия не могут быть причиной убийств и экстремистских деяний ни в каком случае. В конце своего выступления он призвал всех к миру и уважению друг к другу.
В своем выступлении благочинный нальчикского округа Пятигорской и черкесской епархии Валентин Бобылев напомнил пришедшим на митинг о необходимости всегда помнить о той боли и скорби, которую приносит с собой экстремизм и терроризм. О важности добрососедских отношений вне зависимости от цвета кожи или вероисповедания.
В конце митинга собравшиеся почтили минутой молчания всех погибших от рук террористов и в память о детях Беслана в небо Нальчика были выпущены белые шары.
Единогласно была принята резолюция митинга, приуроченного ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
____________________________________
Резолюция общереспубликанского митинга, приуроченного ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Сегодня, в День солидарности в борьбе с терроризмом, мы, жители Кабардино-Балкарии, собрались на общереспубликанский митинг, чтобы проявить солидарность со всеми здоровыми силами Российского общества, выступающими за мир, стабильность и наше будущее.
Митинг поддержан общественными организациями, выражающими интересы самых различных слоёв нашего общества, региональными отделениями политических партий и простыми гражданами, неравнодушными и встревоженными характером и масштабом распространения экстремизма и терроризма в современном мире.
Новейшая история Кабардино-Балкарии была омрачена всплеском насилия и террора. Жители республики в полной мере ощутили на себе все ужасы чумы 21 века. Терроризм нанес тяжелую невосполнимую рану народу Кабардино-Балкарии. Сотни наших сограждан, среди которых простые мирные люди, представители правоохранительных органов, властных структур, духовенства стали жертвами террора. По сегодняшний день боль потерь ощущается в наших сердцах.
В результате эффективной деятельности правоохранительных органов, благодаря героизму и мужеству сотрудников правопорядка, сегодня Кабардино-Балкария вернулась в русло мирной жизни.
Мы склоняем головы перед памятью тех, кто ценой собственной жизни защитил мир и спокойствие в Кабардино-Балкарии. Вечная им память!
От имени народа Кабардино-Балкарии, мы выражаем чувство искренней благодарности родителям, воспитавшим достойных сыновей, готовых отдать свои жизни за мир и спокойствие на родной земле.
Современный мир содрогнулся от ужасов, которые несет в себе международный терроризм. В условиях разрастающихся угроз Россия возглавила борьбу с силами международного терроризма. Мы всемерно поддерживаем усилия руководства нашей страны, Президента Российской Федерации В. Путина, в этом вопросе.
Выражаем поддержку временно исполняющему обязанности главы Кабардино-Балкарской Республики Кокову Казбеку Валерьевичу и его деятельности, направленной на сохранение мира и стабильности в республике.
Мы, участники общереспубликанского митинга, посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом, от имени гражданского общества Кабардино-Балкарии:
1. Заявляем решительное НЕТ терроризму и любым проявлениям насилия!
2. Призываем все здоровые силы общества проявить солидарность и выступить единым фронтом против терроризма, сплотиться во имя обеспечения мирного будущего Кабардино-Балкарии.
_________________________________________________
3 сентября 2019 года в Нальчике, на Площади 400-летия, состоится митинг, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Начало в 11:00.

___________________________________________________
Фотовыставка, посвященная пятнадцатой годовщине Бесланского теракта, проводится в рамках проекта «Помнить, чтобы жить» при содействии Фонда президентских грантов.
Фотовыставка была продемонстрирована 20 и 21 августа 2019 г. с 10.00 ч.
Место проведения: г. Нальчик, пр.Шогенцукова, 28, ГКЗ.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2019 – 2023 ГОДЫ
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы
(утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665)
Общие положения
Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы позволила сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия идеологии терроризма. Организовано кадровое, методическое и научное обеспечение данной деятельности, к ее осуществлению привлечены органы местного самоуправления.
В результате осуществления комплекса адресных профилактических мероприятий сокращено количество российских граждан, выезжающих за рубеж для участия в деятельности международных террористических организаций (далее – МТО).
Проведение в образовательных организациях культурно-просветительских и воспитательных мероприятий, в повестку которых включается антитеррористическая тематика, позволяет добиваться осознания подрастающим поколением преступной сущности терроризма. Заметно вырос объем и повысилась действенность подготовленных информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности.
Разработка механизмов защиты информационного пространства позволила существенно ограничить возможности для проникновения в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – сеть «Интернет») материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность.
Проведенная субъектами противодействия терроризму работа способствовала снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия. Число преступлений, характеризующих террористическую активность в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет указанной работы, уменьшилось с 2013 года более чем в восемь раз. Увеличилось количество лиц, склоненных к отказу от террористической деятельности. Разобщены организованные источники распространения идеологии терроризма внутри страны.
В то же время активная пропагандистская и вербовочная деятельность МТО, базирующаяся на искажении традиционных религиозных постулатов, принимает новые организационные формы, для ее ведения используются современные средства коммуникации. Объектами вербовочных устремлений МТО зачастую становятся иностранные граждане, прибывшие по каналам трудовой миграции. Расширяется география террористических проявлений, которые фиксируются во всех федеральных округах.
Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.
Научное и методическое обеспечение деятельности по противодействию идеологии терроризма не в полной мере отвечает реальным потребностям практики и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Настоящий Комплексный план (далее – Комплексный план) разработан в развитие Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, направлен на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
С учетом прогноза развития обстановки целью реализации мероприятий Комплексного плана является защита населения от пропагандистского (идеологического) воздействия МТО, сообществ и отдельных лиц. Приоритетными задачами, на решение которых направлены мероприятия Комплексного плана, являются:
— повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние;
— реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;
— совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;
— развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.
Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.
1. Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние
В целях предупреждения вовлечения в террористическую деятельность лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма, а также подпавших под ее влияние, обеспечить повышение эффективности:
1.1. Реализации социально-экономических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористического характера, направленных на их ресоциализацию.
Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере труда и социальной защиты, во взаимодействии с территориальными органами МВД России;
Срок: ежегодно.
1.2. Проведения с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов.
Исполнители:
на федеральном уровне – ФСИН России;
на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.
1.3. Осуществления с лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений террористического характера, в том числе не связанное с лишением свободы, профилактических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в форме индивидуальных профилактических бесед с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов, в ходе которых разъяснять указанным лицам их моральную и правовую ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия террористической деятельности.
Исполнители:
на федеральном уровне – ФСИН России;
на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.
1.4. Проведения с членами семей(1) лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе возвратившихся из стран с повышенной террористической активностью(2), бесед по разъяснению норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, а также оказания указанным лицам социальной, психологической и правовой помощи при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов.
Исполнители:
территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда и социальной защиты, органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.
1.5. Организации работы по доведению лицам, прибывающим из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, с привлечением работодателей, представителей религиозных и общественных организаций.
Исполнители:
на федеральном уровне – МВД России во взаимодействии с ФАДН России;
на региональном уровне – территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.
1.6. Проведения с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, иные органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в отношении подведомственных образовательных организаций);
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.
1.7. Организации работы по изучению лицами, получившими религиозное образование за рубежом и имеющими намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей(3) и современной религиозной ситуации в регионе пребывания.
Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере государственной национальной политики, во взаимодействии с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.
1.8. Проведения с молодежью(4), в том числе с лицами, состоящими на профилактическом учете и (или) находящимися под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности, профилактических мероприятий в форме индивидуальных (групповых) бесед по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей с привлечением к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологов.
Исполнители:
территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах образования, молодежной политики, спорта, социальной защиты;
Срок: ежегодно.
2. Меры по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания
2.1. В целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта.
Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно (сентябрь).
2.2. В целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма:
2.2.1. Проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, иные органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации (в отношении подведомственных образовательных организаций);
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.
2.2.2. В рамках всероссийских и региональных молодежных форумов организовывать с привлечением лидеров общественного мнения(5) проведение тематических мероприятий по вопросам предупреждения распространения идеологии терроризма среди молодежи.
Исполнители:
на федеральном уровне – Росмолодежь;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики;
Срок: ежегодно.
2.2.3. Разработать и внедрить в практическую деятельность общественных организаций и движений, представляющих интересы молодежи, в том числе военно-патриотических молодежных и детских объединений, информационные и методические материалы по развитию у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Обеспечить поддержку их деятельности в субъектах Российской Федерации.
Исполнители:
на федеральном уровне – Росмолодежь во взаимодействии с Минпросвещения России, ФАДН России, ФСБ России, МВД России, Росгвардией, Минобороны России;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах молодежной политики, образования, во взаимодействии с территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии, органами военного управления Минобороны России;
Срок: 2019 год – разработка, далее – реализация.
2.2.4. Организовать разработку и включение в основные общеобразовательные программы образовательных организаций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разделов, посвященных вопросам формирования у учащихся основ информационной безопасности, в том числе вопросам защиты детей от пропаганды идеологии терроризма при использовании сети «Интернет».
Исполнитель:
Минпросвещения России во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Роскомнадзором;
Срок: 2019 год.
2.3. В целях предотвращения использования религиозного фактора в распространении идеологии терроризма:
2.3.1. Разработать методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике распространения радикальной идеологии среди верующих.
Исполнитель:
ФАДН России во взаимодействии с ФСБ России;
Срок: 2019 год.
2.3.2. Проводить регулярные встречи с руководителями (представителями) религиозных организаций (групп) по вопросам совершенствования форм и методов профилактической работы среди верующих.
Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах государственной национальной политики и культуры;
Срок: не реже одного раза в полугодие.
2.4. В целях привлечения институтов гражданского общества к участию в работе по созданию информационных материалов в области противодействия идеологии терроризма осуществлять поддержку творческих проектов антитеррористической направленности, в том числе в рамках реализуемых грантовых программ.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минкультуры России во взаимодействии с Росмолодежью;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры и молодежной политики;
Срок: ежегодно.
3. Совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма
3.1. В целях совершенствования информационно-пропагандистских мер, направленных на противодействие идеологии терроризма:
3.1.1. Организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.
Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, печати и массовых коммуникаций, во взаимодействии с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФСИН России, органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.
3.1.2. Обеспечить использование средств наружной рекламы и оборудования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), установленных в местах массового пребывания людей, для доведения до населения информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области профилактики терроризма.
Исполнители:
на федеральном уровне – МЧС России;
на региональном уровне – территориальные органы МЧС России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах печати и массовых коммуникаций, культуры, государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.
3.1.3. Обеспечить направление в Национальный антитеррористический комитет информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма для размещения на официальном портале Национального антитеррористического комитета и для последующего использования в практической деятельности.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минкультуры России, Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, Роспечать, ФАДН России, Россотрудничество, Росмолодежь, Минобороны России, ФСИН России, МИД России, МЧС России, Роскомнадзор, Минздрав России, Росгвардия (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Срок: ежегодно.
3.1.4. Обеспечить создание и функционирование на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия терроризму и его идеологии, а также доступ к данным разделам с главных страниц указанных сайтов.
Исполнители:
на федеральном уровне – МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобороны России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, МЧС России, Росмолодежь, Роспечать, Россотрудничество, ФАДН России;
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Срок: 2019 год.
3.1.5. Предусмотреть в рамках проведения ежегодного конкурса по созданию игровых и неигровых национальных фильмов включение тем антитеррористической направленности, в том числе популяризующих героев, внесших вклад в борьбу с терроризмом, и увековечивающих память о них.
Исполнители:
Минкультуры России во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Минобороны России, Росгвардией;
Срок: ежегодно.
3.1.6. Проводить пресс-конференции (брифинги) по вопросам деятельности органов государственной власти в сфере противодействия терроризму для российских и зарубежных СМИ.
Исполнители:
МИД России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.
3.2. В целях защиты информационного пространства Российской Федерации от распространения идеологии терроризма:
3.2.1. Проводить, в том числе с использованием автоматизированной системы детектирования запрещенной информации, мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления интернет-ресурсов, содержащих террористические(6) материалы.
Исполнители: Роскомнадзор;
Срок: ежегодно.
3.2.2. Осуществлять мероприятия по блокированию (пресечению) распространения в сети «Интернет» террористических материалов, а также обеспечивать ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим указанные материалы, в том числе в досудебном порядке.
Исполнители:
Роскомнадзор во взаимодействии с МВД России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.
3.3. Осуществлять мероприятия по реагированию на проводимые иностранными государственными, политическими и общественными организациями, пропагандистскими центрами МТО акции антироссийского характера за рубежом, направленные на поддержку МТО, действующих против Российской Федерации и ее граждан, и на дискредитацию усилий Российской Федерации в области противодействия терроризму.
Исполнители:
МИД России, Россотрудничество, ФСБ России, СВР России;
Срок: ежегодно.
3.4. В целях повышения эффективности деятельности, связанной с анализом информационных материалов на предмет наличия в них сведений экстремистского (террористического) характера, изучить сложившуюся практику и выработать меры по сокращению сроков проведения экспертиз и проверок по федеральному списку экстремистских материалов.
Исполнитель:
Минюст России во взаимодействии с ФСБ России и МВД России;
Срок: 2020 год.
4. Организационные и иные меры, направленные на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму
4.1. В целях совершенствования подготовки государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма:
4.1.1. Разработать (скорректировать) программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
Исполнители:
Минтруд России, Минпросвещения России, Минкультуры России, МЧС России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минкомсвязь России (в установленной сфере деятельности);
Срок: 2019 год.
4.1.2. Обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минкультуры России, МЧС России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минкомсвязь России, Росмолодежь (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения потребности в подготовке соответствующих специалистов);
Срок: ежегодно.
4.2. В целях реализации единой информационной политики в области противодействия идеологии терроризма обеспечить проведение межведомственных учебно-практических курсов для представителей СМИ, сотрудников пресс-служб заинтересованных органов государственной власти для приобретения практических навыков работы в кризисных ситуациях, в том числе в условиях террористической опасности.
Исполнители:
Роспечать во взаимодействии с Минобороны России, МВД России, МИД России, МЧС России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.
4.3. В целях совершенствования научного и методического сопровождения деятельности в области противодействия идеологии терроризма:
4.3.1. Организовать с учетом утвержденного Национальным антитеррористическим комитетом перечня требующих научной проработки проблем в области противодействия идеологии терроризма проведение научных исследований.
Исполнитель:
ФСБ России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минюст России, ФСИН России, ФСО России, Росгвардия, Минобороны России, Минкомсвязь России, Росмолодежь (в установленной сфере деятельности);
Срок: 2019 год – разработка перечня, ежегодно – проведение исследований.
4.3.2. Для учета в практической деятельности по противодействию идеологии терроризма осуществлять подготовку и направление заинтересованным органам государственной власти обзоров международного опыта в указанной области.
Исполнитель: МИД России;
Срок: ежегодно.
4.3.3. Организовать на системной основе разработку методическими центрами, функционирующими на базе федеральных университетов, учебно-методических материалов по актуальным вопросам противодействия идеологии терроризма с учетом развития обстановки в указанной сфере.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения актуальных вопросов и направления запросов);
Срок: ежегодно.
4.3.4. Организовать разработку и направление в органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования, информационно-методических материалов по доведению до обучающихся норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, в целях внедрения в образовательный процесс данных образовательных организаций.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России (в части разработки и направления информационно-методических материалов в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в части внедрения);
Срок: 2020 год.
4.3.5. Организовать разработку и направление в органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования, методики своевременного выявления в образовательных организациях высшего и (или) среднего профессионального образования обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи (далее – Методика) в целях ее внедрения в образовательный процесс данных образовательных организаций.
Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России (в части разработки и направления Методики в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в части внедрения Методики);
Срок: 2020 год – разработка и направление, 2021 год – внедрение.
4.4. В целях оценки эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма:
4.4.1. Проводить социологические исследования о влиянии идеологии терроризма на общественно-политическую ситуацию в субъектах Российской Федерации и об эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма.
Исполнитель: ФСО России;
Срок: ежегодно.
4.4.2. Проводить экспертную оценку влияния межнациональных и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации на ситуацию в сфере противодействия идеологии терроризма.
Исполнитель: ФАДН России;
Срок: ежегодно.
4.5. В целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма обеспечить проведение:
4.5.1. Конференций, форумов, семинаров, «круглых столов» и других мероприятий с последующим опубликованием их результатов, в том числе в сети «Интернет».
Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России во взаимодействии с ФСБ России (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Срок: ежегодно.
4.5.2. Международной конференции по вопросам участия СМИ в противодействии терроризму.
Исполнители: Роспечать во взаимодействии с МИДом России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.
5. Координация и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана
5.1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.
5.2. Координацию работы и контроль за реализацией мероприятий Комплексного плана в субъектах Российской Федерации осуществляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
5.3. Руководители федеральных органов исполнительной власти и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за исполнение мероприятий Комплексного плана.
5.4. Порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана определяется Национальным антитеррористическим комитетом в установленном порядке.
6. Финансовое обеспечение деятельности по исполнению Комплексного плана
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Председатель Национального
антитеррористического комитета А. Бортников
28 декабря 2018 г.
(1) В Комплексном плане под членами семей понимаются: разделяющие идеологию терроризма супруг, супруга (в т.ч. вдовец, вдова), родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры.
(2) Здесь и далее перечень стран с повышенной террористической активностью предоставляется аппаратом Национального антитеррористического комитета (далее – аппарат НАК) в рамках ежегодных рекомендаций по планированию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части исполнения мероприятий Комплексного плана.
(3) К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (статья 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683).
(4) В Комплексном плане к числу молодежи отнесено население Российской Федерации (социальные группы) в возрасте от 14 до 23 лет.
(5) В настоящем Комплексном плане под лидерами общественного мнения понимаются лица, оказывающее влияние на мнение населения, прежде всего молодежи, интерпретируя (комментируя) содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях.
(6) В Комплексном плане под террористическими понимаются материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой Национальным антитеррористическим комитетом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
На отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:
а) повышенный («синий») — при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;
б) высокий («желтый») — при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;
в) критический («красный») — при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Решение об установлении, изменении или отмене повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) принимает председатель антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Председатель антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации незамедлительно информирует о принятом решении председателя Национального антитеррористического комитета.
Решение об установлении, изменении или отмене критического («красного») уровня террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) на основании представления председателя антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации принимает председатель Национального антитеррористического комитета. Он же определяет срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается указанный уровень террористической опасности, границы участка территории (объектов), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.
Срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается повышенный («синий») или высокий («желтый») уровень террористической опасности, границы участка территории (объекты), в пределах которых (на которых) устанавливается уровень террористической опасности, и перечень дополнительных мер, определяются председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.
Председатель Национального антитеррористического комитета при наличии информации может принять решение об установлении, изменении или отмене любого из уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) одного или нескольких субъектов Российской Федерации (объектах, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) и определить срок, на который устанавливается соответствующий уровень террористической опасности, границы участков территории Российской Федерации (объекты), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.
Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток.
Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и о границах участка территории Российской Федерации (об объекте), в пределах которого (на котором) он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.
В соответствии с установленным уровнем террористической опасности могут приниматься следующие дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:
а) при повышенном («синем») уровне террористической опасности:
внеплановые мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта;
дополнительный инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей области;
выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;
усиление контроля в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;
проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;
проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;
своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;
б) при высоком («желтом») уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности):
реализация внеплановых мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также на наиболее вероятных объектах террористических посягательств лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов;
усиление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, в том числе должностными лицами, порядка регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания и по месту жительства в пределах участка территории Российской Федерации, на котором установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
уточнение расчетов имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;
проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;
проверка готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей;
определение мест, пригодных для временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;
перевод соответствующих медицинских организаций в режим повышенной готовности;
оценка возможностей медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический вред;
в) при установлении критического («красного») уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности):
приведение в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции;
перевод соответствующих медицинских организаций в режим чрезвычайной ситуации;
усиление охраны наиболее вероятных объектов террористических посягательств;
создание пунктов временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, обеспечение их питанием и одеждой;
принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб;
приведение в состояние готовности: транспортных средств — к эвакуации людей, медицинских организаций — к приему лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический и моральный ущерб, центров экстренной психологической помощи — к работе с пострадавшими и их родственниками;
усиление контроля за передвижением транспортных средств через административные границы субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ.
На участках территории Российской Федерации (объектах), в пределах которых (на которых) установлены уровни террористической опасности, могут применяться как все, так и отдельные вышеперечисленные меры.