5 июня 2014, 11:52

Посмотри картины и оставь свой комментарий


Своими размышлениями о творчестве Николая Ефименко поделился член Петровской академии наук и искусств,член Союза художников Санкт-Петербурга  Сергей Миненков.

«Выставка произведений Николая Ефименко (1934-1993) художника, прожившего творческую жизнь в Тырныаузе,  несомненно вызовет интерес у ценителей подлинного искусства. Экспрессия красок и напряженность линий, усложненность композиции и драматизм сюжетов захватывают зрителя с первых же работ художника, а за этим скрыта трагическая судьба мастера, изломанная, как русло горной реки, со своим непокорным характером, преодолевающим бесчисленные препятствия.

Н. Ефименко по своей сути бунтарь-одиночка, живописец-философ, фактически был в стороне от активной художественной жизни того времени, работая на руднике простым художником -оформителем. Но эта самоизоляция не сыграла отрицательной роли в его творчестве, наоборот, в его искусстве в полной мере отразились многие общественные противоречия эпохи «застойного социализма». Он, как и большинство советских художников, выросших на традициях реалистической школы, в 1960-х годах воспринял эстетику «хрущевской оттепели» и воплотил ее в своих картинах. Использование ярких цветочных сочетаний характерно для творчества мастера, его художественного темперамента. Н. Ефименко и в последующие годы будет развивать цветовую палитру, используя цвет как одно главных выразительных средств в своих работах. Так, в картинах 1970-х  красочная насыщенность играет уже не столько декоративную роль, сколько служит элементом выражения драматического подтекста произведения. Впереди ждут поиски и неудачи, а подчас глубокая депрессия. Порой казалось, что ей не будет конца. Рубежным для его жизни стал 1985 год.

В «Автопортрете» (1985) и картине «Поиски пути» (1985) он хорошо выразил это время, время надежд и ожиданий, ощущения наступающего перелома в истории страны. Характерно, что появление работы «Поиски пути» непосредственно связано с итогами апрельского пленума ЦК КПСС, ставшими началом правления М. Горбачева. А дальше творчество Н. Ефименко образно можно сравнить с бурным весенним потоком, настолько быстро и стремительно оно развивалось. Художник словно заново открывал для себя окружающий мир, всматриваясь в него новыми глазами, как бы очнувшись поcле продолжительного тяжелого сна. Для этого периода важен его интерес, с одной стороны, к искусству П. Пикассо, а с другой стороны, — к немецкому экспрессионизму. В последующие годы его все больше влечёт к абстрактной живописи.

Работая интенсивно, иногда сутками не выходя из мастерской, используя любые материалы, попадающиеся ему под руку, он стремился успеть запечатлеть жизнь, как он ее чувствовал и понимал, в своих картинах-притчах, одни названия которых отражают весь спектр его творческих интересов: «Библейский сюжет» (1991), «Каин и Авель» (1990), «Эротический сон» (1988), «Прометей» (1988), «Памяти репрессированных» (1989). Н.Ефименко прожил непростую жизнь. Падал и вставал не раз, преодолевая свои жизненные виражи, и не  случайно, в своих дневниковых записях он напишет в 80-х годах, что «наконец-то, в 49 лет я открыл истину, а истина — это Бог, Всемогущий и Всеведующий». Радость художника не только в этом прозрении, но и в том, что «грядёт день (во что он в конце жизни глубоко верил), когда придёт свет, добро и по-настоящему очистятся человеческие души!»

Об этом мечтал Н.Ефименко, проживший  в горном ущелье без малого 30 лет. Его амплитуды в творчестве сравнимы с рельефом Кавказских гор, а вольность духа привнесена с астраханских казачьих станиц, откуда он был родом, где и завершился его жизненный путь. Он пронёс свой крест, поверил в возможность человека «построить храм в душе своей».

Автопортрет, 1987 г.

Автопортрет

Буклет обложка1

IMG_9490

IMG_9492

Автопортрет, 1961 г.