26 Февраль 2014, 11:41

АБАЕВ МИСОСТ КУЧУКОВИЧ (1857—1928)


Первый балкарский историк- этнограф, просветитель и публицист. В главном труде Абаева, очерке «Балкария», обобщены высказанные до Абаева исторические взгляды на происхождение балкарцев, на их культуру, быт, а также проанализированы фольклорные источники по истории карачаево-балкарского народа. Абаев проделал большую работу по сохранению и развитию материальной культуры народа, по фиксации этнографических памятников  карачаевцев и балкарцев.Родился в семье царского офицера. После скоропостижной смерти отца родственникам удается устроить семилетнего Абаева в Нальчикскую горскую школу «казеннокоштным учеником», т. е. на обучение за казенный счет. Осенью 1870 г. Абаев был зачислен в первую Владикавказскую гимназию. Одновременно с Мисостом в гимназии учились Сафарали Урусбиев, Кайтук Абаев и другие. В эти годы в гимназии преподавал известный на Кавказе скрипач и композитор Султанбек Абаев, который оказал большое влияние на формирование личности молодого человека
Обучаясь в 4-м классе Владикавказской гимназии, А. знакомится с народовольцами и становится активным членом созданного в 1874 г. «Владикавказского кружка революционных народников». Кроме Абаева из балкарцев активным членом кружка был Кайтук Абаев — брат Султанбека Абаева. Ядром Владикавказского кружка стала возвратившаяся из России революционная молодежь — братья И. и Дж. Шакаевы, А. Ардасенов, Е. Газданов, М. Баев, Д. Сохиев. Во Владикавказе к ним присоединились И. Рождественская, В. . Кизер, X. Ророк, А. Охрименко, М. Бузилова и др.
В литературе, освещающей деятельность Владикавказского революционного кружка, Абаев проходит как активный революционер-народник. Впервые в этой связи в литературе имя А. упоминается в справочнике «Деятели революционного движения в России» (1929). В нем приводится краткая биографическая справка об Абаева, заимствованная из докладов Министерства юстиции России за 1878 г. Одновременно с этим изданием выходит работа Б. В. Скитского «Из истории революционного движения 70-х гг. в Осетии», в которой Абаев назван в числе реалистов-членов революционного кружка. Материалы об участии Абаева в революционном движении народников содержат также работы Н. М. Ардасенова. В них кроме перечисления акций, в которых участвовал Абаев, имеются ссылки на переписку Абаева с кружковцами, на участие в пропагандистской работе среди гимназистов.
Абаев был вовлечен в революционную борьбу, когда революционно-народническое движение России переживало второй этап (середина 1874-го — конец 1876 г.) — этап «хождения в народ». Характерными особенностями революционного движения владикавказских народников на данном этапе были «развертывание просветительской работы и революционной пропаганды в народе, вовлечение в пропагандистскую работу учащейся молодежи, рабочих и женщин, усиленный поиск связей с русскими и грузинскими народническими кружками» (Н. Ардасенов. Революционно-народническое движение на Тереке).
Как известно из историографии владикавказского народничества, заседания кружка часто проводились на квартире, где жил Абаев. На заседаниях кружка читали и обсуждали произведения Герцена, Добролюбова, Белинского, роман «Что делать?» Чернышевского.
Когда начались аресты среди членов Владикавказского революционного кружка, Абаев вынужден был покинуть гимназию, не доучившись одного года. Конец 1875 — начало 1876 г. Абаев проводит в Грузии, а затем возвращается в Балкарию. В конце августа 1876 г. Абаев подает прошение начальнику округа о зачислении «в специальное отделение при Нальчикской окружной горской школе для приготовления аульных учителей Терской области». Но ему было отказано.
Несколько лет жил в Балкарии, избирался старшиной Нижне-Балкарского общества. На этой должности он проработал до 1885 г. 10 июня 1885 г. его назначают переводчиком в Нальчикское окружное полицейское управление. Через два года Абаева переводят в Владикавказский окружной суд. Помимо исполнения обязанностей переводчика, Абаеву приходилось вникать во множество конкретных жизненных обстоятельств, приводящих горцев в органы правосудия. В первую очередь это были тяжбы о земельных участках, их границах, спорных покосах и пастбищах. А. всегда отстаивает интересы вдов и сирот, защищает крестьян от неправедного суда.
В 1881 г. в Нальчике было образовано «Благотворительное общество», на пожертвования членов которого содержалась женская бесплатная школа. Общество оказывало также денежную помощь студентам и неимущим. Абаве был одним из учредителей этого общества.
Именно в период работы в Балкарии просветителем написана основная часть его статей и очерков.
В творчестве Абаева — первого балкарского историка — привлекает прежде всего художественная публицистика. Абаев — автор серии публицистических статей и очерков, вышедших  свет в конце XIX — начале XX в. в, Это «Наши миротворцы», «Калым и его последствия», «Интересный документ», (Горские школы», «Открытие Панежукаевского училища», «О горских школах», «Горцам Северного Кавказа», «Больной вопрос»,  «В погоне за славой и пятачком», «О калыме», историческое исследование «Балкария» и др. Сохранились и небольшие литературные произведения — философская притча «Горская легенда». Существует предположение, что он является автором большого цикла статей в «Майкопском листке», подписанных псевдонимом «Горец».
В первых публицистических статьях Абаев описывает различные события аульной жизни. Он рассказывает о тех явлениях, которые представляли определенный интерес для любознательного читателя. Это сообщения о находке исторического памятника в Хуламе («Интересный документ») и об этнографических реалиях Балкарии («Калым и его последствия», «Наши миротворцы»).
Главная тема публицистики Абаева — вопросы просвещения. Он постоянно пишет о необходимости открытия аульных начальных школ, сельскохозяйственных школ и училищ. Почти во всех публикациях Абаев в той или иной мере затрагивается тема школьного образования. Вопросы обучения горцев были в центре его просветительских устремлений. Занимая ответственные посты в администрации Терской и Кубанской областей, Абаев оказал большое содействие открытию школ и училищ в аулах Карачая, Балкарии, Черкесии, Адыгеи. Серия статей, опубликованная в газете «Кубанские областные ведомости», непосредственно посвящена разъяснению необходимости учреждения школ для детей народов Северного Кавказа. Статьи «Горцам Северного Кавказа», «Открытие Панежукаевского училища», «О горских школах» пронизаны неподдельным беспокойством о судьбе горской школы. Публицистика Абаева привлекла внимание дореволюционных историков, этнографов, педагогов своей актуальностью, конкретикой и добротностью анализа действительности.
В творчестве Абаева наблюдается соприкосновение двух совершенно разных художественных систем. Он пишет на русском языке, ориентируясь на традиции русской литературы XIX в. При этом Абаев остается приверженцем национальной культуры.
Очерк был написан на основе опубликованных Абаевым в 1906 г. в газете «Каспий» статей «Горские аграрные вопросы», «Горский словесный суд», «Горцы Нальчикского округа. Реакция на публикацию названных статей была неоднозначной. Прогрессивные деятели Северного Кавказа, такие, как депутат III Государственной Думы России Ташдемир Эльдарханов, встретил их с одобрением.
Абаев, как и другие карачаево-балкарские просветители конца XIX-начала XX в., связывал улучшение материального положения горцев, поднятие их общей культуры с распространением среди них светского образования, открытием школ и училищ, с приобщением горцев к грамоте. По его мнению, горских мальчиков, получивших начальное образование, необходимо было обучать техническим профессиям, а в дальнейшем стремиться к увеличению студентов-медиков, юристов, учителей, столь необходимых для решения жизненно важных проблем горских народов Северного Кавказа.
Важное значение Абаев придавал вопросам женского образования. Об этом свидетельствует его обращение к начальнику Нальчикского округа с просьбой о предоставлении его дочерям возможности обучения в светских учебных заведениях. В одном из прошений он писал: «Необходимо учить девочек, также как и мальчиков, хотя ради одного того, чтобы будущее наше поколение мужчин могло находить в среде своей таких же воспитанных подруг жизни…».
В фондах Грузинского исторического музея им. Джанашиа хранятся экспонаты, переданные Абаевым в 1908 г. этнографическому отделению Кавказского музея. Он подарил музею коллекцию, в которую вошло более 40 экспонатов одежды, домашней утвари, сельскохозяйственных орудий.