6 ноября 2019, 11:22

А ведь могут!


В республике продолжается 8-й международный фестиваль симфонической музыки имени Юрия Темирканова. В его рамках в Музыкальном театре Нальчика состоялся концерт молодых исполнителей – уроженцев республики, продолжающих образование в ведущих музыкальных вузах страны.
Перед началом концерта и.о. министра культуры КБР Мухадин Кумахов тепло приветствовал собравшуюся в зале публику, а затем пригласил на сцену всех исполнителей и выполнил приятную миссию: вручил молодым музыкантам дипломы участников фестиваля.
Концерт представлял собой «сборную солянку» в самом лучшем смысле этого слова. Со сцены прозвучали произведения эпох барокко и романтизма, образцы русской и зарубежной оперной классики, камерная музыка, сочинения современных авторов. Мы услышали скрипку и орган, рояль и аккордеон, вокальные произведения – словом, нам представили богатейшую палитру жанров, эпох и инструментов.
Организаторы выстроили программу по возможности в хронологическом порядке, поэтому в начале прозвучали образцы барочной музыки. Очень интересный дуэт скрипки и органа (Илья Лиховидов и Александр Казаков, Санкт-Петербургская консерватория) исполнил сочинение Джованни Антонио Пандольфи Меалли – композитора XVII века. Затем питерские студенты порадовали аудиторию сольными номерами. Александр сыграл на рояле несколько прелестных пьесок Ф. Куперена, которые, несмотря на почтенный возраст – более 300 лет! – чем-то неуловимо напоминали современные джазовые импровизации. В исполнении Ильи Лиховидова прозвучало несколько фрагментов из Баха, причём в непривычном, акапельном варианте. Что ж,тем интереснее было слушать.
Наш молодой и пока единственный органист Тимур Карданов сыграл произведения И.С. Баха, в том числе популярную хоральную прелюдию фа минор, которая неизменно вызывает восторг у публики. Ведущая концерта отметила необыкновенное перерождение музыканта – переход от национальной гармоники к органу. Дело ведь не только в смене инструмента: главное – полное изменение музыкального мышления, тонкое постижение нового музыкального материала.
Молодой аккордеонист Залимгери Темирканов, студент Российской академии музыки им. Гнесиных, уже известен местной публике. Его выступления всегда вызывают интерес, и в этот раз он не обманул наши ожидания: после моцартовских вариаций исполнил пьесу современного автора, известного баяниста-виртуоза Эдуарда Аханова «Пока бьются наши сердца». К своему стыду, до концерта я ничего не знала об этом музыканте. Что ж, респект Залимгери, не только демонстрирующему великолепное владение инструментом и тонкое чувство музыки, но ещё и выполняющему просветительскую миссию.
Следующая участница стала для меня главным открытием этого концерта. Танзиля Атмурзаева, студентка академии хорового искусства им. В.С. Попова, обладает сопрано необычайной красоты. Это было слышно уже с первой минуты, когда девушка исполняла арию из «Итальянки в Алжире» Джоаккино Россини. Но в полной мере его красота раскрылась во время исполнения арии половецкой девушки из оперы «Князь Игорь»   А. Бородина. Певучая мелодия с ярко выраженными восточными интонациями как нельзя лучше способствовала раскрытию всего богатства голоса Танзили. Если после окончания института она вернётся в Нальчик, наш театр сделает ценнейшее приобретение. А если её заметят и пригласят в более статусную труппу – что ж, это будет вполне оправданно и заслуженно.
В концерте принимали участие не только студенты, но и молодые солисты Музыкального театра Зухра Габуева и Алим Апшев. Зухра исполнила арию Лизы из «Пиковой дамы» П. Чайковского и романс  С. Рахманинова. Возможно, её исполнение было слишком драматичным, но молодости свойственны сильные эмоции. Алим побаловал публику изысканным «блюдом» – балладой «Лесной царь» Ф. Шуберта, да ещё и на языке оригинала. «Пиковой дамы» в репертуаре нашего театра, насколько я знаю, нет, да и камерные концерты у нас не в ходу. Следовательно, артисты репетируют эти произведения, так сказать, «в стол», для себя. Очень жаль, что на концертных площадках города талантливые музыканты, посвятившие жизнь высокому искусству, остаются практически невостребованными.
Аккомпанировал вокалистам концертмейстер Музтеатра Заур Шабатуков, и делал это превосходно. Да и рояль в театре отличного качества.
Наверное, нет в России человека, не видевшего телефильм «Место встречи изменить нельзя». Мне там запомнился вор Промокашка, который, услышав сложнейшую экспромт-фантазию Шопена в исполнении Володи Шарапова, презрительно хмыкнул: «Это и я так могу!». Человек несведущий, он даже не понял, что слышит музыку, а решил, что Шарапов просто барабанит по клавишам куда попало. Разумеется, он бы так не смог, да и мало кто сможет, а вот Амина Кясова, первокурсница Московской консерватории, может, да ещё как! Недаром этой юной девушке доверено было завершить концерт. Она исполнила два виртуозных сочинения Фредерика Шопена – «Блестящие вариации» и этюд «Революционный». В советские времена этот этюд был невероятно популярен, и не только из-за названия. Многие именитые пианисты считали делом чести включить его в свой репертуар. Амина ещё очень молода, но уже достигла немалых высот. Надеемся, её творческий путь будет успешным.
Концерт получился интересным, разнообразным, а главное – вполне профессиональным. Налёт школярства, если и чувствовался, то разве что в неуклюжих поклонах. Советуем взять мастер-класс у Зухры Габуевой: её поклоны настолько грациозны и изысканны, что впору даже не оперной, а балетной приме. Юношам же стоит прочитать цитату патрона фестиваля, вывешенную тут же, в фойе Музтеатра. Маэстро признаётся, что никогда не позволяет себе войти в филармонию без галстука, поскольку считает её храмом музыки. 
И в заключение пара слов о публике. Очень порадовало, что в основном она состояла из молодёжи. Даже если это просто болельщики – друзья и родственники молодых исполнителей, тоже не беда. Ведь не важно, какими путями происходит приобщение к высокому искусству классической музыки: важно, чтобы оно всё же случилось.

Наталья ПАНАРИНА