5 ноября 2019, 10:53

Живое слово мудрого Кязима


 

В Музыкальном театре 30 октября состоялся торжественный вечер, посвящённый 160-летию со дня рождения поэта, философа, гуманиста, просветителя, основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева, «Живое слово мудрого Кязима».
В фойе театра участники вечера и его гости, прибывшие из разных уголков России, Северного Кавказа, СНГ, смогли ознакомиться с большой панорамной выставкой, посвящённой жизни, судьбе, творчеству великого сына балкарского народа Кязима Мечиева.
Открыв вечер, и.о. министра культуры Мухадин Кумахов поздравил всех присутствующих со знаменательной культурной датой – днём рождения Кязима Мечиева и представил участников и гостей. В их числе руководитель Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики Мухамед Кодзоков, Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики Алий Мусуков, главный федеральный инспектор по Кабардино-Балкарской Республике Тимур Макоев, представители общественности, писательских организаций России, Республики Казахстан. 


В числе участников торжественного вечера – гости из Дагестана: поэт, член Союза писателей Республики Дагестан, заслуженный работник культуры РД Суфиянат Мамаева, профессор Дагестанского госуниверситета, доктор филологических наук Разият Ахмедова; председатель правления Союза писателей Республики Башкортостан, депутат Государственного собрания Курултай РБ Заки Алибаев; главный редактор журнала «Казан утлары» Республики Татарстан Рустем Галиуллин; советник председателя правления республиканской газеты «Егемен Казакстан», лауреат международной литературной премии имени Махмуда Кашгари Нургали Оразов; представители литературы, науки, Союза писателей КБР, внук Кязима Мечиева – Таука Мечиев.
В докладе М. Кумахов дал развёрнутый анализ жизни, судьбы и творчества выдающегося поэта Кязима Беккиевича Мечиева. Сказав при этом: пусть же наш вечер будет озарён светом его крылатой души, его подвига – человека и творца. Ведь Кязим, несмотря на трагические изломы своей судьбы и её столь же трагический жертвенный конец, должен восприниматься нами как нечто равное подвигу. И это во имя торжества жизни.
Судьба высоко вознесла имя и дела Кязима до самого зенита, что рядом с солнцем. И мы сегодня вправе сказать, что Кязим является баловнем истории, ибо он взошёл на свой олимп через потери и невзгоды, ни в чём не упрекнув судьбу, но достойно настоящего мужчины испив до дна чашу земного бытия.
Кязим родился в с. Шики, что в Безенгийском ущелье, в небогатой крестьянской семье. Его отец Бекки был представителем того социального слоя, ниже которого в старой Балкарии было не сыскать. Но, если обратиться к судьбе его сына Кязима, уместно вспомнить слова Гёте: «Кто рождён с талантом и для таланта, тот обретает в нём своё лучшее существование».
Однако понадобились годы и годы, прежде чем сохта (ученик) сельского муллы и духовного училища Кязим, с посохом паломника, мухаджира, пешком придёт в святую обитель мусульман – Мекку.
Но прежде всего Кязим – поэт, тот, которого мы называем, и по праву, основоположником балкарской национальной литературы, за которым целая плеяда представителей балкарского художественного слова. Другими словами, Кязима мы можем смело назвать мессией, в личности и творчестве которого воплощены лучшие черты балкарского народа, позволившие ему занять достойное место в сообществе многих и многих народов. И мы не можем не помнить его завета, провозглашённого в стихотворении «Без любви единения нет»: «В трудный час, чтобы выжить и жить, надо другом уметь дорожить».
Слова эти – его завещание, данное нам к почтительному вниманию и исполнению. Ибо творчество Кязима таит в себе уроки добра, совестливости, сочувствия, соучастия и, наконец, правды. Правда – краеугольный камень поэзии Кязима, его скрепа, ключевая основа выстраданных им познаний. Недаром же современники называют его Зодчим. Он сродни своему герою Зодчему, что в поэме «Бузжигит». Кязим в этой поэме провозглашает нравственные ценности, те, на которых стоит всё лучшее в человеке. «Мы для труда родились», «построив дом, умираем, но остаётся дом». Дом в Шики – безусловный дар своим потомкам, в символическом же толковании творчество Кязима – это тот же дом на века, счастливое наше наследие, которое нести нам сквозь время, словно живой факел, освещающий тьму времени.
Поэзия Кязима во всех своих аспектах – это поэзия сопротивления, активной борьбы за человеческое достоинство, направленная против унижения, насилия, диктата силы. В самый трагический, последний год своей жизни, Кязим, оказавшийся в отдалённом казахском ауле, лишённый прав, хлеба и воды, всем своим существом восстаёт против неправедного зла, совершённого над его народом. А ведь власти, которая подвергла народ столь жестокому акту отлучения от исторической родины, места в обществе, Кязим отдал всё: сына, погибшего в бою, лишился крова и родного очага. Обращаясь к своим землякам, Кязим пишет в двух памятных, датированных 1944 годом стихотворениях. Это «Многострадальный мой народ» и «Выдержать!». В них всё, что накопилось и в его, Кязима, многострадальном сердце:
«Вслушайтесь и правильно
                                    поймите
Вы слова печальные мои:
Ненависти в сердце не копите,
Гиблой избегайте колеи…
Честный труд спаситель наш
                                   сегодня,
Он оденет и прокормит нас,
Силы даст держаться
                             благородней
И достойней встретить
                             горький час.
Свой народ прошу – с бедою 
                                       споря,
Жить работой, почитая труд,
Совести не забывать и в горе,
Верю, и наветы отпадут».
И:
«Народ наш не был баловнем
                                     судьбы,
И голод донимал нас,
                                  и набеги.
Но не свернули с праведной 
                                       тропы,
И, дай Аллах, нам не свернуть
                                    вовеки…
Наш край родимый, как он
                                     далеко!
И хлеб изгнанья в нашем
                            горле комом.
Да, выдержать такое нелегко.
Не выдержать – покрыть себя 
                                    позором.
Возьми слова Кязима, брат, 
                                     возьми
И выстой в жизни под
                     безумным гнётом,
Пока нам хватит силы быть
                                    людьми,
Мы на земле останемся
                                народом».
Кязим ушёл из жизни через год – в 1945-м, ушёл не согбенным, не предав в себе человека, достоинство истинного мужчины, не отступив от своих принципов, нравственных постулатов. 
Непреходяще и вечно живое слово поэта, который не нуждается в хоральных песнопениях о нём. Он – сама песня, в которой мудрый аксакал нашей поэзии зовёт нас к труду. Для него, человека с натруженными руками кузнеца, труд – естественное состояние, жизненный принцип, которому Кязим не изменял до конца.
Неоценима роль Кайсына Кулиева, который сразу же, по возвращении балкарцев на родину, на первом же съезде Союза писателей КБР в 1957 году, заявил о том, что именно Кязима следует считать основоположником балкарской художественной литературы, её предтечей и знаменем. 
Кязим – живой голос своего народа. Его творчество эпически возвышенно и правдиво, лирически крылато и пронзительно. Его любовь ко всему живому не имеет берегов, она принимает близко к сердцу зов природы. Поэт с благоговением и с молитвенным трепетом относится к золотой вербе и маленькой птахе, а ещё к любимой:
«На твой поглядывая двор,
Я по дрова иду с рассветом.
Шаги разбудят эхо гор –
Мне плач твой слышен
                            в эхе этом.
Что люди! – скалы говорят
О нас, несчастных, со
                             слезами…
И лишь твои отец и брат
Никак не сжалятся над 
                                  нами!»
В изгнании Кязим мечтал об одном: вернуться на родину. Его мечта исполнилась, прах поэта ныне обрёл вечный покой в родной земле, что в сквере у Музея-мемориала, возведённого в Долинске в память о жертвах репрессий балкарского народа.
Не заросла народная тропа к Кязиму и в Шики, туда тянутся люди и гости республики. Кязим же подобен граниту Безенгийской стены, которая звала и зовёт смельчаков. Над ней, как и при жизни поэта, плывут облака, и синее небо победно простирается над саклей Кязима, возвещая о бессмертии жизни, которую так вдохновенно воспел Кязим. И слово которого до широкого читателя донесли такие мастера перевода, как Семён Липкин. Отдадим же дань и его памяти.
Русский язык соединил Кязима и балкарскую литературу с огромным миром людей, песню о которых пропел он, зная цену хорошему слову, ибо:
«Хорошее слово ножом
                       не разрубишь, 
Угрозы ему не страшны,
В огне не погубишь, на рынке
                                не купишь,
Оно не имеет цены».
Слово Кязима эхом раздаётся в наших горах, школьники читают его стихи, пишут сочинения, учёные – исследования о его творчестве, художники рисуют картины на его сюжеты, работает Фонд Кязима. А значит, нить его жизни продолжается: «Живое слово мудрого Кязима с нами».
Представители Дагестана, Башкортостана, Татарстана и Казахстана свои речи в основном произносили на родных языках: кумыкском, башкирском, татарском, казахском, что не требовало перевода, ибо сидящим в зале, особенно землякам Кязима, были понятны и доступны их слова. Было отрадно слышать, что каждый из них читал стихи Кязима в переводе на свой язык. Представитель Татарстана под аплодисменты зала объявил, что в Казани издан на татарском языке сборник Кязима «Осият» (Завещание), заявив при этом, что поэзия Кязима на его родине почитается наравне с лучшими представителями татарской художественной литературы, явившись её значимой частью. Публикации переводных стихотворений Кязима увидели свет в столицах Башкортостана и Казахстана. 
Зал аплодировал также внуку Кязима Мечиева Тауке Мечиеву, который в своей речи с благодарностью говорил о роли первого Президента Кабардино-Балкарии Валерия Мухамедовича Кокова, благодаря усилиям которого и отзывчивости руководства Казахстана прах Кязима был, наконец, перезахоронен на родной земле, о которой Мечиев мечтал в трагические годы изгнания. Т. Мечиев выразил сердечную благодарность Черекскому и Эльбрусскому районам, где к 160-летию со дня рождения Кязима Мечиева были проведены красивые и достойные памяти поэта мероприятия.
После завершения официальной части вечера был дан большой литературно-музыкальный концерт «Поэт родной земли», в прологе которого стихи Кязима прозвучали в исполнении заслуженного артиста КБР Ильяса Созаева, народного артиста КБР Мажита Жангуразова, заслуженного артиста КЧР Тауби Мечиева, артистов Аубиекира Мизиева, Марата Ногерова, Азнора Аттаева, Азнаура Гергокова. Хореографическую композицию «Праздник в ауле» – «Той» представил ГФЭАТ «Балкария». Выступили народный артист КБР Алим Газаев, заслуженный артист КБР Тахир Жолабов, солисты Музыкального театра и артисты драмтеатров Х. Гергокаева и ансамбль «Насып», Анжела Жабоева, Эльдар Жаникаев, Амур Текуев, Арсен Жабоев, Мурат Геляхов, Аскер Шуков, Марьям Темиржанова, Тахир Гаев, Амирхан Хавпачев, заслуженный артист КБР А. Хамурзов, Тахир Жулабов. Блеснул своим мастерством и ансамбль танца «Насып».
Зал стоя приветствовал исполнение одной из лучших песен на слова Кязима Мечиева «Человек – наше имя» молодым талантливым певцом Эльдаром Жаникаевым.

Светлана МОТТАЕВА